Сжиженный природный газ, как перспективный вид моторного топлива для карьерных самосвалов
Дубов Г.М., Черниченко А.В.
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Кемерово
Нохрин С.А.
Общество с ограниченной ответственностью «ТехноЭко», Прокопьевск
Ходоровский С.К.
Общество с ограниченной ответственностью «КАМСС», Новокузнецкий район, п.ст. Тальжино
Ключевые слова: газомоторное топливо, сжиженный природный газ, карьерные самосвалы БелАЗ, криогенная бортовая топливная система, эколого-экономическая эффективность транспортировки горной массы.
Аннотация. Представлен опыт реализации в Кузбассе интегрированного проекта по использованию природного газа в качестве моторного топлива на карьерных самосвалах БелАЗ. Описана хронология реализации проекта и полученные результаты по модернизации карьерных самосвалов БелАЗ для обеспечения их эксплуатации, как в газовом, так и в газодизельном режимах. Приведены данные по экономической и экологической эффективности использования сжиженного природного газа в качестве моторного топлива на газодизельных карьерных самосвалах БелАЗ. Рассмотрены разработки ученых КузГТУ в рамках реализации проекта. Представлена энергетическая оценка эксплуатации газодизельных карьерных самосвалов БелАЗ 75131, оснащенных криогенной бортовой топливной системой. Отражены данные по исследованиям температурных характеристик дизельного двигателя газодизельного карьерного самосвала БелАЗ 75131, подтверждающие технологическую возможность и перспективность модернизации классических дизельных карьерных самосвалов БелАЗ для работы в газодизельном режиме. Утверждается, что полученные при реализации проекта компетенции и результаты позволят применять полученный уникальный опыт в других Российских горнодобывающих компаниях, осуществляющих добычу минеральных ресурсов.
Liquefied natural gas as a promising type of motor fuel for mining dump trucks
Dubov G.M., Chernichenko A.V.
T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
Nokhrin S.A.
«TekhnoEco» Limited Liability Company, Prokopyevsk
Khodorovsky S.K.
«KAMSS», Limited Liability Company, Novokuznetsk district, v.st. Talzhino
Keywords: natural gas motor fuel, liquefied natural gas, BelAZ mining dump trucks, cryogenic on-board fuel system, eco-economic efficiency of rock mass haulage.
Abstract. The experience of implementing an integrated project on the use of natural gas as motor fuel for BelAZ mining dump trucks in Kuzbass is presented. The chronology of the project implementation and the results obtained from the modernization of BelAZ mining dump trucks to ensure their both gas and gas-diesel operations are described. Data on the economic and environmental efficiency of using liquefied natural gas as a motor fuel for BelAZ gas-diesel mining dump trucks are provided. The works of KuzSTU scientists within the framework of the project are considered. An energy assessment of the operation of BelAZ 75131 gas-diesel mining dump trucks equipped with a cryogenic on-board fuel system is presented. Data on studies of the temperature characteristics of the diesel engine of BelAZ 75131 gas-diesel mining dump truck are described, confirming the feasibility and prospects of converting classic diesel-fuelled BelAZ mining dump trucks to gas-diesel operation. It is argued that the competencies and results obtained during the implementation of the project will make it possible to apply the unique experience gained in other Russian mining companies engaged in the extraction of mineral resources.