ТМиМ. - 2019. - №3

https://doi.org/10.26160/2542-2146-2019-3-41-46

Конструкции и область применения упорных подшипников жидкостного трения

Полищук С.В., Никитин А.Г.

Полный текст (Full text) PDF

Ключевые слова: упорный подшипник; валики мелкоигольчатого мартенсита; масляные карманы; гидродинамические силы; износостойкие опорные поверхности.

Аннотация. Разработана конструкция упорного подшипник жидкостного трения, включающий кольцевую пяту и кольцевой подпятник, расположенные в корпусе машины, причем пята имеет гладкую рабочую закаленную поверхность, а на рабочей поверхности подпятника расположены выпуклые валики из мелкоигольчатого мартенсита высокой твердости, выступающие над поверхностью на 0,3 ÷ 1,5 мм, боковые поверхности которых образуют совместно с пятой масляные клинья, создающие при вращении пяты гидродинамические силы, уравновешивающие осевые силы, действующие на вал машины, валики расположены на рабочей поверхности подпятника по радиусам и они отстоят друг от друга на расстоянии L = (1.5 ÷ 3)В на внутреннем диаметре подпятника D0 (В – ширина диска) и продолжаются до наружного диаметра Dmax, образуя первую систему, на диаметре D1 = 2D0 расположены начала валиков второй системы, продолжающиеся до наружного диаметра Dmax и находящиеся посередине между валиками первой системы, а на диаметре D2 = 4D0 расположены начала валиков третьей системы, продолжающиеся до наружного диаметра Dmax и находящиеся посередине между валиками первой и второй систем. Упорный подшипник нереверсивного действия с мартенситными валиками, располагающимися под углом 10о ÷ 30о к радиальному направлению, с отклонением навстречу вращению пяты. Упорный подшипник с мартенситными валиками одной длины с располажением по радиусам в диапазоне диаметров подпятника от (0,5 ÷ 0,8) Dmax до Dmax.