Результаты электромеханической закалки рабочих поверхностей шлицев втулок
Морозов А.В., Еремеев А.Н., Мушарапов Д.Р.
Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Ульяновск
Болтенков А.А.
Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул
Ключевые слова: шлицевое соединение, шлицевая поверхность, шлицевая втулка, электромеханическая закалка, твёрдость.
Аннотация. В конструкциях современных машин и технологического оборудования для передачи крутящего момента широкое распространение нашли подвижные прямобочные шлицевые соединения, износ которых при работе может достигать существенных значений. Анализ характера изнашивания шлицевых соединений, показывает, что наибольший износ по сравнению с шлицевыми валами испытывают шлицевые втулки. По большей части это объясняется отсутствием упрочняющей обработки рабочих поверхностей шлицев втулок и, вследствие этого, недостаточно высокой их твердостью. Упрочнение рабочих поверхностей шлицев втулок производится крайне редко, из-за затрудненного доступа к рабочим поверхностям и высокой трудоёмкости процесса. Для повышения износостойкости и долговечности шлицевых втулок и соединений в целом применялась электромеханическая закалка рабочих поверхностей шлицев втулок. В работе рассмотрены результаты практической реализации способа. В результате исследований выявлено, что после электромеханической закалки твердость рабочих поверхностей шлицев втулок существенно увеличилась. На основании полученных результатов, с учетом вышеуказанной технологии электромеханической закалки, была предложена схема с тремя вариантами изготовления деталей, имеющих внутреннюю шлицевую поверхность. Выполнен сравнительный анализ эффективности существующих способов и предлагаемого способа изготовления деталей.
Results of electromechanical hardening of the working surfaces of splines of the bushings
Morozov A.V., Eremeev A.N., Musharapov D.R.
Ulyanovsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Ulyanovsky
Boltenkov A.A.
Bauman Moscow State Technical University, Moscow
Keywords: spline joint, spline surface, spline bushing, electromechanical hardening, hardness.
Abstract. In the designs of modern machines and equipment for the transmission of torque, movable straight-line splined joints are widely used, the wear of which during operation can reach significant values. The analysis of the nature of the wear of the splined joints shows that the splined bushings experience the greatest wear compared to the spline shafts. For the most part, this is due to the lack of hardening treatment of the working surfaces of the bushing slots and, consequently, their insufficiently high hardness. Hardening of the working surfaces of the bushing slots is extremely rare, due to difficult access to the working surfaces and the high complexity of the process. To increase the wear resistance and durability of the spline bushings and joints in general, electromechanical hardening of the working surfaces of the spline bushings was used. The paper considers the results of the practical implementation of the method. As a result of the research, it was revealed that after electromechanical hardening, the hardness of the working surfaces of the bushing slots increased significantly. Based on the results obtained, taking into account the above-mentioned electromechanical hardening technology, a scheme was proposed with three options for manufacturing parts with an internal slotted surface. A comparative analysis of the effectiveness of existing methods and the proposed method of manufacturing parts is performed.