Повышение износостойкости цилиндровых втулок тяжелых дизелей лазерной обработкой
Алисин В.В.
Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук, Москва
Ключевые слова: тяжелые дизели, цилиндро-поршневая группа, лазерная упрочняющая обработка, трибологические испытания, износостойкость, приработка поверхности.
Аннотация. Работа посвящена изучению износостойкости материалов в сопряжении цилиндровая втулка – поршневой кольцо в тяжелых дизелях. Разработана лабораторная машина трения, моделирующая работу сопряжения гильзы и поршневого кольца с учетом влияния температурного фактора. Образцы для проведения испытаний вырезались из натурных цилиндровых втулок и поршневых колец. Измерение износа образцов осуществлялось весовым способом. Исследовалось влияние лазерной обработки поверхностей трения цилиндровой втулки на износ сопряжения гильзы и поршневого кольца. Установлено, что лазерная обработка поверхностей трения цилиндровых втулок увеличивает износостойкость в 1,5 раза, однако отмечается увеличение износа поршневых колец. Предлагается при освоении технологии лазерного упрочнения цилиндровых втулок тяжелых дизелей провести мероприятия по повышению износостойкости поршневых колец.
Increasing the wear resistance of cylinder bushings of heavy diesel engines by laser treatment
Alisin V.V.
Mechanical Engineering Research Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow
Keywords: heavy diesel engines, cylinder-piston group, laser hardening treatment, tribological tests, wear resistance, surface run-in.
Abstract. The work is devoted to the study of the wear resistance of materials in the coupling of a cylinder sleeve- piston ring in heavy diesel engines. A laboratory friction machine has been developed that simulates the coupling of the sleeve and the piston ring, taking into account the influence of the temperature factor. Samples for testing were cut from full-scale cylinder bushings and piston rings. The wear of the samples was measured by weight. The effect of laser treatment of the friction surfaces of the cylinder sleeve on the wear of the coupling of the sleeve and the piston ring was investigated. It has been found that laser treatment of the friction surfaces of cylinder bushings increases wear resistance by 1.5 times, however, there is an increase in wear of piston rings. When mastering the technology of laser hardening of cylinder bushings of heavy diesel engines, it is proposed to take measures to increase the wear resistance of piston rings.