ISSN 2658-3305, 2020, № 8, https://doi.org/10.26160/2658-3305-2020-8-41-48
Перспективы использования мартенситов при изготовлении адаптивных шипов противоскольжения
Prospects for the use of martensites in the manufacture of adaptive anti-slipping spikes
Войку И.П., Стрикунов А.В.
Voiku I.P., Strikunov A.V.
Ключевые слова: перспективы, мартенситы, шип противоскольжения, дорожное покрытие, колейность, штырь, память формы, термочувствительный элемент.
Keywords: prospects, martensites, vehicle, anti-slipping spike, road surface, wheel tracking, adaptive spike, pin, shape memory, temperature-sensitive element.
Аннотация. В статье обоснована актуальность разработки инновационного устройства – адаптивного шипа противоскольжения и перспективы использования мартенситов при его изготовлении. Устройство относится к автомобильной промышленности, а именно к шипам противоскольжения, которыми оснащены протекторы шин транспортных средств для повышения их сцепления с дорожным полотном. Использование традиционных шипов противоскольжения, которыми оснащены протекторы шин транспортных средств, не позволяет одновременно решить две задачи: обеспечить максимум сцепления колеса транспортного средства с поверхностью дороги, минимизировать разрушающее действие шипов противоскольжения на дорожное покрытие. Задачи решаются тем, что предлагаемое устройство выполнено по формам и размерам традиционных шипов противоскольжения, однако содержит выдвигаемый штырь. Штырь может приводится в действие как веществами, обладающим отрицательным коэффициентом теплового расширения, так и мартенситными материалами. В статье описаны перспективы и особенности их использования.
Abstract. The article substantiates the relevance of the development of an innovative device – an adaptive anti-slipping spike and the prospects for the use of martensites in its manufacture. The device belongs to the automotive industry, namely, to the anti-slipping spikes, the tire treads of vehicles are equipped with these spikes to increase their adhesion to the roadway. The use of traditional anti-slipping spikes does not allow to solve two problems at the same time: to ensure maximum adhesion of the vehicle’s wheel to the road surface, to minimize the destructive effect of anti-slipping spikes on the road surface. The tasks are solved by the fact, that the proposed device is made according to the shapes and sizes of traditional anti-slipping spikes, but contains a retractable pin. The pin can be operated by either the substances with a negative coefficient of thermal expansion or martensitic materials. The article describes the prospects and features of their use.