Углерод-углеродный композит в подшипнике скольжения как альтернатива фторопласту
Лукьянов А.И.
Ключевые слова: углерод-углеродный композит, подшипники скольжения, пара трения УУКМ-сталь, пара трения фторопласт-сталь, УУКМ модифицированный селенидом олова, халькогениды.
Аннотация. Проведены сравнительные испытания двух упорных подшипников скольжения при сухом трении. Конструктивно в одном подшипнике используется упорная деталь в виде круга из фторопласта Ф-4, в другом – в виде круга из углерод-углеродного композита с модифицированной поверхностью. Вращающаяся деталь – втулка из стали. Скорость вращения втулки постоянна – 2,5 м/с, давление в интервале от 0,618 до 2,077 МПа. Были проведены замеры коэффициента трения для фторопласта и для УУКМ. Испытания показали, что коэффициент трения в подшипнике с углерод-углеродным композитом с модифицированной поверхностью меньше чем в подшипнике с применением фторопласта Ф-4.
Carbon-carbon composite in a sliding bearing as an alternative to fluoroplast
Lukyanov A.I.
Keywords: carbon-carbon composite, sliding bearings, friction pair UCM-steel, friction pair fluoroplast-steel, UCM modified with tin selenide, chalcogenides.
Abstract. Comparative tests of two thrust plain bearings under dry friction have been carried out. Structurally, one bearing uses a thrust part in the form of a circle made of fluoroplast F-4, in the other – in the form of a circle made of carbon-carbon composite with a modified surface. The rotating part is a steel sleeve. The rotation speed of the sleeve is constant – 2,5 m/s, pressure in the range from 0,618 to 2,077 MPa. Friction coefficient measurements were carried out for fluoroplast and for UCM. Tests have shown that the coefficient of friction in a bearing with a carbon-carbon composite with a modified surface is less than in a bearing using fluoroplast F-4.