Применение углеродосодержащих материалов в подшипниках скольжения при высоких температурах
Рощин М.Н.
Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН, Москва
Кривошеев А.Ю.
ООО "ГАЗ МЕТАЛЛОКОМПЛЕКТ", Таганрог
Ключевые слова: трение, коэффициент трения, нагрузка, скорость, испытания, поверхность, материал.
Аннотация. Приведены результаты трибологических испытаний углеродосодержащих материалов "Арголон-2D", "Хардкарб-ТП", "Хардкарб-ТП+(Se-ПТФЭ)" со сталью 40Х13 при температур 400°С, нагрузке 1.0 МПа и скорости 0.05-0.25м/с. Модифицированная поверхность материала "Хардкарб-ТП" в парах селена и политетрафторэтилена в паре со сталью 40Х13 улучшает антифрикционные свойства поверхности трения. Лучшими антифрикционными свойствами обладает материал "Хардкарб-ТП+(Se-ПТФЭ)", чем «Арголон-2D» и "Хардкарб-ТП". В рабочем диапазоне скоростей 0,05-0,25м/с коэффициент трения материала "Хардкарб-ТП+(Se-ПТФЭ)" изменяется в пределах 0,20-0,24. При скорости 0,16м/с коэффициент трения материала "Хардкарб-ТП+(Se-ПТФЭ)" на 38% меньше, чем материала "Хардкарб-ТП", и на 57% меньше, чем материала «Арголон-2D». При скорости 0,25м/с коэффициент трения материала "Хардкарб-ТП+(Se-ПТФЭ)" на 25% меньше, чем материала "Хардкарб-ТП", и на 47% меньше, чем материала «Арголон-2D».